О расчетах за электроэнергию на обещедомовые нужды многоквартирных домов

О расчетах за электроэнергию

Средства массовой информации Калужской области регулярно публикуют материалы, посвященные вопросам расчетов за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирных домов.

При этом в отдельных публикациях лишь сообщается о возросших расходах граждан на эти цели, либо указывается, что жильцы многоквартирных домов, якобы, должны оплачивать долги соседей за электроэнергию. К сожалению, авторы подобных материалов зачастую не знакомы с положениями действующего законодательства. Вместе с тем, решение проблем, возникающих в сфере предоставления коммунальных услуг, во многом зависит от правовой грамотности жильцов многоквартирных домов, их активности и своевременности принимаемых мер.

23 ноября 2009 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого определены требования по организации учета используемых энергетических ресурсов. Смысл установки приборов учета заключается именно в том, что потребители должны оплачивать не определенные расчетными методами, а действительно использованные ими объемы соответствующих энергетических ресурсов.

Законом определено, что собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах на всей территории Российской Федерации должны были до 1 июля 2012 г. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета электрической энергии, а в многоквартирных домах также и коллективных (общедомовых) приборов учета.

Ситуация с электропотреблением в квартире или в частном жилом доме прозрачна и всем понятна – надо оплатить объем электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета. То есть тот объем, который сам собственник помещения и использовал.

Ситуация с электропотреблением на общедомовые нужды многоквартирного дома много сложнее. Она регулируется особыми правовыми нормами и имеет присущие только ей специфические особенности, связанные с распределением между соседями по дому объема электрической энергии, который действительно поступил во внутридомовые электрические сети и был зафиксирован «общедомовым» прибором учета.

Ввод в эксплуатацию «общедомового» прибора учета многоквартирного дома принципиально меняет ранее существовавшую схему расчетов за электроэнергию, так как предполагает, что объем электрической энергии, используемый на общедомовые нужды, определяется в отношении каждой квартиры в зависимости от общего объема электроэнергии, поступившей во внутридомовые сети многоквартирного дома за расчетный период (месяц) согласно показаниям «общедомового» прибора учета и достоверности представленных сведений о количестве электроэнергии, использованной за этот период всеми потребителями в многоквартирном доме.

Разница между объемом электроэнергии, определенным по показаниям «общедомового» прибора учета и суммарным внутриквартирным потреблением, а также электропотреблением в нежилых помещениях (офисах, магазинах, парикмахерских и т.п.), является объемом электрической энергии, использованным на общедомовые нужды, который распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее Правила) — пропорционально площади занимаемого потребителем жилого (нежилого) помещения.

Соответственно, чем больше площадь помещения, тем больший объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, распределяется на него.

При этом, владельцы нежилых помещений несут бремя расходов по оплате электроэнергии, используемой на общедомовые нужды многоквартирных домов на тех же условиях, что и граждане, в т.ч. независимо от того, что нежилые помещения (например магазины) имеют отдельные входы. На них, также как и на все жилые помещения, будет отнесена часть объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, пропорционально занимаемой магазином площади.

В тех случаях, если кто-то из жильцов, проживающих в многоквартирном доме, оборудованном «общедомовым» прибором учета, не представляет информацию о количестве электроэнергии, израсходованной в квартире, гарантирующим поставщиком в отношении таких потребителей в течение 3-х месяцев начисляется среднемесячный объем, определенный расчетным способом по показаниям индивидуального прибора учета за предшествующий год (если период работы электросчетчика составил меньше 1 года, — то за фактический период работы прибора учета), а по истечении 3-х месяцев — норматив, который рассчитывается для каждой квартиры индивидуально, исходя из количества комнат, количества проживающих в квартире, и иных данных, определенных в постановлении Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 22 августа 2012 г. № 149-эк.

В отношении квартир, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, норматив применяется постоянно. Для квартир, оборудованных электросчетчиками, но не представивших своевременно сведения о своем расходе электрической энергии, указанный расчетный способ применяется до получения информации о фактическом потреблении. Такая информация поступает, в т.ч. по результатам контрольных обходов, в процессе которых документально фиксируются показания индивидуальных приборов учета по многоквартирному дому.

После получения указанной информации гарантирующим поставщиком в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг…» производится перерасчет электропотребления по всему многоквартирному дому.

В случаях, когда кто-либо из жильцов многоквартирного дома имеет задолженность за электропотребление, то конкретно в отношении его жилого помещения принимается решение о введении режима ограничения (отключения) электроэнергии, и/или передачи материалов в суд для принудительно взыскания долга и штрафа (пени). При этом, никто из соседей ни в коей мере не обязан платить за такого должника, а наличие у него неоплаченной задолженности никаким образом не может сказываться на надежности и качестве электроснабжения других потребителей в многоквартирном доме.

Заинтересованность всех владельцев жилых и нежилых помещений многоквартирного дома возникает только в достоверности информации о количестве использованной электроэнергии, представляемой их соседями. Поэтому для выполнения объективного расчета объемов электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, в многоквартирных домах, оборудованных «общедомовыми» приборами учета, принципиальное значение имеет достоверность представленных сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и систематичность снятия контрольных показаний.

Сведения о контрольных показаниях индивидуальных приборов учета поступают в сбытовую компанию от организаций, осуществляющих управление многоквартирным домами, на которые, согласно положениям Жилищного Кодекса РФ, возложены обязанности по созданию и обеспечению благоприятных условий проживания граждан в таком доме. В тоже время, без помощи самих собственников помещений многоквартирных домов, управляющим организациям будет крайне сложно выполнить эти функции. Активное участие представителей Совета многоквартирного дома (инициативной группы жильцов) в проведении обходов, снятии контрольных показаний индивидуальных приборов учета, представление их в свою управляющую организацию практически всегда решает вопрос достоверности предоставления данных об объемах электропотребления в каждой квартире, что в свою очередь позволяет гарантирующему поставщику выполнить необходимый перерасчет с отнесением соответствующих объемов на тех граждан-потребителей, которые «забыли» своевременно предоставить достоверные данные о количестве фактически использованной ими электроэнергии.

В отсутствие введенных в эксплуатацию «общедомовых» приборов учета многоквартирных жилых домов, объем электрической энергии, использованной потребителями на общедомовые нужды в этих домах, определяется расчетным способом с использованием нормативов.

До 1 сентября 2012 г. такой норматив утвержденный на территории Калужской области составлял 7 кВт.ч на 1 человека.

После 1 сентября 2012 г. действует порядок определения нормативов, установленный постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 22 августа 2012 г. № 149-эк «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроснабжению с применением расчетного метода для граждан Калужской области при отсутствии приборов учета», которым предусматривается, что величина норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды рассчитывается отдельно по каждому многоквартирному дому, в зависимости от имеющегося в доме оборудования, относящегося к общему имуществу конкретного многоквартирного дома, и размера площади помещений, являющихся общим имуществом этого многоквартирного дома.

Рассчитанный согласно указанным требованиям норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды всего многоквартирного дома, не оборудованного «общедомовым» прибором учета, распределяется между потребителями по тому же принципу, что и для домов, оборудованных «общедомовыми» приборами учета — пропорционально площади занимаемых помещений.

При этом одной из основных новелл, выведенных «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, является то, что на владельцев помещений в многоквартирных домах объемы электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, распределяются независимо от того, пользовались или фактически не пользовались они своими помещениями в течение расчетного месяца.

С учетом практики выполнения ОАО «Калужская сбытовая компания» функций гарантирующего поставщика на территории Калужской области, компания регулярно освещает в средствах массовой информации положения законодательства РФ в области предоставления коммунальной услуги электроснабжения, а также возникающие на практике проблемы и рекомендуемые способы их разрешения, в т.ч. и в отношении причин влияющих на рост объемов электропотребления. Такие причины в своей основе практически всегда разрешаются в тех многоквартирных домах, где имеется крепкий «актив» из жильцов дома, а управляющая организация (ТСЖ, ЖСК и т.п.) не устраняется от их решения, а напротив, анализирует факторы, связанные с ростом электропотребления, и принимают меры для их устранения.

К таким факторам относятся:

- несанкционированное подключение к внутридомовым электросетям;

- техническое состояние внутридомовых распределительных сетей;

- определение фактической схемы энергоснабжения многоквартирного дома для учета присоединенных через «общедомовой» электросчетчик владельцев нежилых помещений (офисы, магазины, парикмахерские) и владельцев объектов, расположенных вне многоквартирного дома, энергопринимающие устройства которых присоединены к электросетям многоквартирного дома (торговые палатки и т.п.), в целях исключения объемов их электропотребления из объемов, приходящихся на «общедомовые» нужды;

- безучетное электропотребление, т.е. подключение оборудования в обход индивидуального счетчика, или вмешательство в работу прибора учета;

- синхронизация снятия показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета;

- установка «общедомового» прибора учета, отвечающего предъявляемым техническим требованиям, и предоставление достоверных сведений о показаниях такого прибора учета;

- обеспечение достоверности представляемых сведений об объемах электропотребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

Как уже отмечалось выше, решение проблем возникающих в сфере предоставления коммунальных услуг, в значительной степени зависит от правовой грамотности жильцов многоквартирных домов, их активной позиции и своевременности принимаемых мер. Поэтому, для практического решения подобных проблем в тех многоквартирных домах, где еще не определен орган, обеспечивающий выполнение решений общего собрания собственников помещений, либо такой орган практически бездействует, следует начать с самого начала, т.е. принять соответствующее решение на общем собрании. Необходимость таких действий прямо предусмотрена ч. 1 ст. 161.1 Жилищного Кодекса РФ, устанавливающей, что: «В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме».